Действительно ли чтение вслух полезно для мозга?
Многолетний опыт работы синхронным и последовательным переводчиком и диктором англоязычного радио более чем убедил меня в том, что повторение вслух новых слов и выражений и научных терминов и вообще чтение любого текста вслух производит многоплановый эффект в кратковременной (оперативной) и долговременной памяти. Слова не только запоминаются гораздо лучше, чем при чтении про себя, они устанавливают связь с однокоренными словами, синонимами и антонимами, и вообще начинают отдельную жизнь, оказывая определённое влияние на русский язык. В дальнейшем я неоднократно убеждался в том, что русский язык под таким влиянием становится более лаконичным и динамичным. Например, мои ученики, профессионально пишущие по-русски (журналисты, писатели), отмечали изменение их стиля в сторону большей ясности. И наоборот, их английский язык часто приобретал некоторые структурные элементы русского, приобретая дополнительную выразительность.
Подозреваю, что популярное в последние годы скорочтение, при котором глаза, скользя по диагонали, сканируют страницу, настолько же «полезно» для запоминания и усвоения новых слов и новой информации, насколько фастфуд полезен для здоровья.
Важно: Прежде чем читать вслух материал для запоминания на английском языке, сначала необходимо удостовериться, что мы знаем правильное произношение всех слов. Память коварна, запомнить можно что угодно, а вот переучиваться гораздо сложнее.
Перед любым экзаменом, а также устным или письменным тестом, мы проводим многие часы за учебниками. Заучивание не так просто. Однако суть в методе обучения. Как часто мы повторяем вслух то, что изучаем? Оказывается, это очень эффективный способ закрепить изученное, но более ли он полезен, чем чтение про себя?
В этой статье мы поговорим о пользе чтения вслух, о преимуществах и недостатках такого чтения и том, что оно на самом деле делает для мозга.
Чтение вслух полезно для мозга.
Чтение вслух способствует раннему овладению языком, развитию вкуса к чтению и расширению словарного запаса, а также способствует укреплению социальных связей.
Более того, чтение вслух имеет много преимуществ для здоровья в целом. Чтение полезно для когнитивного, социального, эмоционального и личностного развития. Недавно было обнаружено, что чтение вслух показывает существенные различия в активации коры головного мозга в обоих полушариях головного мозга.
С точки зрения анатомии в мозгу регулярно читающих вслух людей больше серого вещества и больше нейронов. Чтение вслух исключительно полезно для людей всех возрастов. Беременные женщины, которые читают вслух во время беременности, способствуют аффективной (эмоциональной) связи, а ещё не родившийся ребёнок развивает чувство слуха и начинает узнавать голос своей матери.
Чтение – верный спутник жизни. От рождения и до старости это великое подспорье и инструмент развития. Не только для тех, кто читает, но и для тех, кто слушает.
Недавние исследования свидетельствуют об огромной пользе чтения вслух для психического здоровья и хорошего самочувствия — от улучшения памяти и понимания сложных текстов до укрепления эмоциональных связей людей друг с другом.
Чтение вслух стимулирует память у детей и пожилых людей.
Один из исследователей, изучающих преимущества такого чтения вслух, — Колин Маклауд, профессор и заведующий кафедрой психологии Университета Ватерлоо в Канаде, соавтор исследования вместе с ведущим автором, доктором психологии Ноем Форрином, доказал, что те, кто практикует его, запоминают слова гораздо лучше, если читают их вслух.
Маклауд назвал это любопытное явление «производственным эффектом» (Production effect), имея в виду «воспроизведение человеком написанных слов», то есть чтения их вслух. «Исследование подтверждает, что активное участие приносит пользу обучению и памяти. Когда мы добавляем к слову активное измерение или производственный элемент, это слово становится более отчетливым в долговременной памяти и, следовательно, более запоминающимся» (Colin M. MacLeod)
Это было наглядно продемонстрировано в исследовании, проведенном в Австралии, в котором группа детей в возрасте от семи до десяти лет читала список слов, некоторые про себя, другие вслух. Когда позже их протестировали, те, кто читал вслух, запомнили 87% терминов, а те, кто читал про себя, смогли набрать только 70%.
Чем-то это явление напоминает всем известный прием обучения, когда мы даём себе задание воспроизвести суть урока. Как показали исследования, произнесение слов и текста вслух полезна не только детям, но и взрослым. В другом исследовании группу взрослых в возрасте от 67 до 88 лет попросили прочитать вслух ряд слов, которые они должны были позже запомнить, и написать ручкой на бумаге. Таким образом, читавшие вслух смогли запомнить 27% слов, а те, кто читал про себя, смогли запомнить всего 10%.
«Произнесенные слова отличаются от тех, которые прочитываются про себя, они отличаются от них именно тем, что произносятся вслух, это принципиально иной механизм запоминания и усвоения, который создаёт прочный фундамент для того, чтобы они стали частью долговременной памяти», — объясняет Маклауд. Другая причина этого любопытного эффекта заключается в том, что он вовлекает человека в активное участие, которое, пусть и минимально, но реально. Ведь слова «оживают» только когда они озвучены собственным голосом, а не «восприняты» в полном молчании.
Еще один трюк для запоминания данных и конкретных деталей — это игра и физические действия, связанные с произнесением слов. Например, если вы подбрасываете мяч и до каждого отскока это дает вам возможность произнести ряд слов, они позже запомнятся лучше именно благодаря связи с ними отскока мяча. Память связывает конкретное физическое действие, с теми данными или терминами, которые вы произносили производя это действие.
А что происходит, когда мы внимательно слушаем чужое чтение? Исследователи из университета Перуджи в Италии собрало группу студентов для чтения группе пожилых людей с болезнью Альцгеймера - в общей сложности 60 таких сеансов чтения.
В конце исследования слушатели лучше справлялись с тестами памяти, чем до эксперимента, поскольку истории, которые им рассказывали, заставляли их опираться на собственные воспоминания и воображение, вызывали связи и ассоциации, помогая последовательно классифицировать прошлый опыт. «Активное прослушивание истории приводит к более интенсивной и глубокой обработке информации», — заключили авторы исследования.
У читающих вслух улучшается самочувствие!
Для многих из опрошенных во всех указанных исследованиях чтение вслух не только улучшило их когнитивные способности, но также принесло им более высокий уровень ощущения благополучия, комфорта и, что наиболее важно, чувство принадлежности.
«Некоторые участники, которые рассказали об этом опыте, сказали, что они были благодарны, как будто эта история была подарком от чтецов, подарком их времени, их внимания, их голоса», — говорит Сэм Дункан, исследовательница из Университетского колледжа Лондона, которая руководила исследованием с участием более 500 человек по всей Великобритании.
«Мы особенно ценим ощущение, которое возникает у нас, когда мы читаем сказки детям; это ощущение близости и единения» - говорит она - «Это то, что мы, к сожалению, не слишком часто делаем для пожилых людей».
Почему мы так быстро привыкаем читать молча? По словам Каренли Оверманн, когнитивного археолога из Бергенского университета в Норвегии, это связано с нашей мыслительной скоростью, сообразительностью и нетерпением. «Возможность читать молча имеет большие преимущества, особенно скорость», — объясняет она. «Чтение вслух — это действие, замедляющее вашу способность читать быстро». Возможно, в этом заключается еще одна особенность его действия. В нашем быстро меняющемся мире совсем не помешает уделять несколько минут в день тому, чтобы почитать, не торопясь, вдумчиво и медленно, внимательно и вслух.
Когда мы читаем, мы используем зрительные пути в нашем мозге для формирования связей и памяти. Люди, обладающие фотографической памятью, чрезвычайно хорошо справляются с созданием такого рода связей. Для остальных же опора только на зрительную память может оставить много пробелов, и поэтому мы должны искать другие способы запоминать.
Читая вслух, мы формируем слуховые связи в путях нашей памяти. Мы помним, как произносим это вслух, и поэтому формируем не только визуальные, но и слуховые связи.
Подводя итог, как показывает мой собственный опыт и многочисленные научные исследования, во время произнесения вслух новых слов и терминов, а также во время чтения текста вслух происходит нечто уникальное, не идущее ни в какое сравнение с чтением «про себя», запускается еще недостаточно изученный механизм по усвоению, запоминанию и «встраиванию» со временем нового материала в существующие в этот момент у человека знания и опыт, причём параллельно происходит некая обработка и классификация материала.
Регулярно читайте вслух и приучите к этой исключительно полезной практике ваших детей!
Источники:
01. Noah D. Forrin, Colin M. MacLeod. This time it’s personal: the memory benefit of hearing oneself. Memory, 2017
02. MacLeod, C. M., Gopie, N., Hourihan, K. L., Neary, K. R., & Ozubko, J. D. (2010). The production effect: Delineation of a phenomenon. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition.