Cтоит ли воспитывать ребенка на двух языках?
За последние 15-20 лет в разных странах появился ряд интересных научных исследований на эту тему. Опубликованы убедительные доказательства того, что двуязычие, среди прочего, увеличивает количество серого вещества! Напомню, что «серое вещество головного мозга, состоящее из тел нейронов, их безмиелиновых отростков и глиальных клеток, представлено в областях мозга, контролирующих мышечную активность, отвечающих за сенсорное восприятие (например, зрение, слух), память, эмоции и речь». ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Серое_вещество )
В недавнем прошлом родители и учителя полагали, что обучение детей другому языку в раннем возрасте задерживает развитие их языковых навыков в целом и каким-то неизъяснимым образом тормозит их общий интеллектуальный рост. Естественно, эта точка зрения не получила научного подтверждения. Довольно часто можно было найти детей с матерями или отцами-иностранцами, которые не прилагали особых усилий, чтобы передать свой язык своим англоязычным детям. Однако по мере развития научных исследований становится все более очевидным, что двуязычные дети достигают основных вех языкового развития примерно в том же возрасте, что и одноязычные дети. Более того, наука обнаружила, что владение более чем одним языком может иметь когнитивные преимущества с детства до старости, сохраняя ум молодым, а также замедляя наступление дряхлости и значительно уменьшая её степень. Даже простое сканирование мозга показывает большую плотность серого вещества в областях мозга, связанных с обработкой речи, у людей, которые выучили второй язык в возрасте до пяти лет. (Мечелли А. и другие - Nature. (2004).
Двуязычие может помочь предотвратить процесс умственного старения.
Двуязычие может помочь предотвратить процесс умственного старения Давно известно, что активные упражнения для мозга могут помочь людям оставаться более интеллектуально активными в пожилом возрасте и уменьшить последствия старческого слабоумия. Возможно, билингвы тренируют свой мозг автоматически, когда регулярно переключаются с одного языка на другой. Согласно одному исследованию, начало деменции было отложено в среднем на 5-10 лет у билингвов по сравнению с монолингвами, страдающими от деменции. (Парадис, Дж., Дженеси, Ф., и Краго, М. (2011). Развитие двуязычия и умственные расстройства: справочник по билингвизму и изучению второго языка.)»
Двуязычие становится все более распространенным явлением в современном мире.
Люди с большей вероятностью, чем когда-либо, в какой-то момент своей жизни будут жить не в той стране, где родились, и где говорят на другом языке. Как и следовало ожидать, английский становится самым популярным вторым языком из всех существующих. Но знаете ли вы, что сегодня людей, которые свободно говорят на английском как на втором языке, больше, чем носителей языка? Согласно Британскому Совету (British Council) втрое больше!
Двуязычные дети лучше учатся.
Двуязычие может дать детям преимущество в учёбе. Было показано, что двуязычные дети лучше, чем их одноязычные сверстники, сосредотачиваются на задаче, «выключая» все отвлекающие факторы. Эта кажущаяся улучшенная способность концентрироваться также была обнаружена у двуязычных взрослых, особенно у тех, кто в раннем возрасте свободно говорил на двух языках. Считается, что способность отфильтровывать информацию при переключении с одного языка на другой повышает способность мозга концентрироваться и игнорировать ненужную информацию.
Двуязычные дети НЕ часто борются с «языковой путаницей».
Вы когда-нибудь встречали взрослого, который едва мог говорить, потому что был «двуязычным ребенком»? Конечно нет! Некоторые родители могут использовать подход «один родитель — один язык», когда каждый родитель говорит с ребенком на другом языке. Однако даже в культуре, которая от природы двуязычна, и дети могут слышать, как члены семьи часто меняют язык, путаницы не возникает. Хотя дети иногда могут «смешивать коды» (code-mixing) до некоторой степени, они вскоре учатся разделять языки. Code-mixing: Смешение формальных признаков разных языков, таких как синтаксис, морфология и т.д.
Билингвы не всегда одинаково владеют обоими языками.
Большинство билингвов, независимо от их уровня, не одинаково хорошо владеют обоими языками, и у них обычно есть «доминирующий язык». Доминирующий язык как правило находится под влиянием языка большинства общества, в котором живет человек, и может меняться несколько раз на протяжении жизни — например, если человек переезжает в страну, где говорят на его втором языке, или переходит на работу, где ему приходится использовать его гораздо больше. В таких случаях через некоторое время он может чувствовать себя более опытным в другом языке.
Вы все еще можете выучить второй язык во взрослом возрасте!
Многие люди считают, что они не могут выучить новый язык, когда достигают определенного возраста. Бесчисленные исследования показывают, что, хотя наша способность слышать и понимать второй язык с возрастом несколько утрачивается, мозг взрослого человека можно переобучить, чтобы он снова мог легко улавливать иностранные звуки и воспринимать новые для него языковые структуры. Согласно исследованию UCL, трудности, с которыми сталкиваются взрослые при изучении языков, носят не биологический, а перцептивный характер. То есть это вопрос восприятия. Таким образом, при правильных стимулах даже взрослый мозг может преодолеть приобретённые привычки, эффективно вытеснять определенные звуки и запоминать новые. Более того, хотя эффекты не так выражены, как у людей, которые выучили второй язык с раннего возраста, изучение языка даже во взрослом возрасте может стимулировать и защищать их мозг в более пожилом возрасте.
Билингвизм способствует развитию всех областей когнитивного функционирования.
Билингвы имеют преимущество над монолингвами не только в обработке речи. Овладение двумя языками помогает детям-билингвам более эффективно решать логические задачи и многозадачность. Доктор Куль (Dr. Kuhl, University of Washington) в исследовании, проведенном в Вашингтонском университете, говорит, что двуязычные дети «более когнитивно гибкие», чем одноязычные младенцы. Её исследовательская группа исследует мозг младенцев с помощью еще более нового устройства визуализации, магнитоэнцефалографии или МЭГ, которое сочетает в себе МРТ. сканирование с записью изменений магнитного поля по мере передачи мозгом информации.
Билингвы лучше воспринимают информацию на слух.
Возможно, из-за того, что они привыкли различать два или более языков, исследования показали, что все изучающие иностранный язык развивают в среднем более выраженные навыки аудирования, чем их одноязычные сверстники.
Двуязычие побуждает людей мыслить глобально.
Умение говорить более чем на одном языке с раннего возраста знакомит ребёнка с идеей, что мир — это место удивительного языкового и культурного разнообразия, которое хочется изучать и с которым хочется взаимодействовать.
Источники: